При транспортировке рыбы большое значение имеет насыщение воды кислородом. Используемая вода должна иметь достаточное количество кислорода для дыхания рыбы. Содержание его зависит от температуры воды и интенсивности потребления кислорода перевозимыми рыбами.
Вода с низкой температурой содержит больше растворенного в ней кислорода, в более холодной воде уменьшается и потребность рыб в кислороде, поэтому низкая температура воды создает более благоприятные условия для дыхания рыбы при ее транспортировке.
Благоприятная температура воды для перевозки холодолюбивых рыб летом — 6-8°С, теплолюбивых — 10-12, а весной и осенью соответственно — 3-5 и 5-6°С. В зимний период рыбу перевозят при температуре воды 2-3°С. При транспортировке рыбы температура воды в емкости должна быть такой, как в водоеме, из которого рыбу выловили и куда ее перевозят, разница не должна превышать 1-2°С. Несоблюдение этих правил может привести к тому, что рыба получит температурный шок и погибнет. Поэтому при длительной транспортировке рыбы систематически контролируют температурный и кислородный режим, не допуская резких колебаний. Потребление разными видами рыб кислорода приведено в таблице 1.
Во время транспортировки рыбы воду аэрируют, т. е. обогащают кислородом. Аэрацию воды осуществляют разными способами. При автомобильных и железнодорожных перевозках воду аэрируют при помощи специально вмонтированных компрессоров или кислородных баллонов, снабженных специальными редукторами. Вода для перевозки рыбы должна быть хорошего качества с нейтральной реакцией. Перед транспортировкой рыбу необходимо выдерживать в чистой проточной воде в течение 1-3 ч. Делают это для того, чтобы удалить налипшую на рыбу в период облова грязь, промыть жабры от осевших на них иловых взвесей и опорожнить кишечник рыб от пищи. За несколько суток до транспортировки прекращают кормление рыбы, так как голодная она лучше переносит перевозку.
Таблица. 1
Характеристика дыхания некоторых прудовых рыб при их перевозке. Потребление кислорода разными видами рыб
Вид рыбы | Потребление кислорода на 1 кг массы при 10°С, мг/ч | Содержание кислорода, при котором начинается угнетенное дыхание, мг/л | Минимальное содержание кислорода, необходимое для выживания рыб, мг/л |
Карп массой 500-700 г | 45 | 2 - 2,5 | 0,3 - 0,5 |
Карп-сеголетка | 120 | 5 - 6,0 | 0,5 - 0,1 |
Щука средних размеров | 50 | 2 - 3,0 | 0,3 - 0,6 |
Щука мелких размеров | 70 | - | - |
Карась | 30 | 1 - 2,0 | 0,1 |
Форель радужная, сеголетка | 150 - 196 | 6,5 - 7,0 | 2,1 - 2,6 |
Форель радужная массой 202 г | 211 | - | - |
Сиги:пелядь волховский ладожский |
100 125 135 |
3,5 - 4,0 4,5 - 5,0 - |
1,0 - 1,5 - 1,5 - 2,0 |
Все перевозки рыбы подразделяют на внутренние и межхозяйственные. Внутренние - это перевозка личинок, сеголеток, годовиков и др. внутри собственного хозяйства, зарыбление выростных прудов личинками из инкубцехов и из нерестовых прудов для выращивания сеголеток, зарыбление годовиками нагульных прудов после разгрузки зимовальных прудов для выращивания товарной рыбной продукции. Межхозяйственные перевозки осуществляют в период реализации рыбопосадочного материала.
Все перевозки рыбы влияют на ее физиологическое состояние в период транспортировки, поведение и выживаемость. Поэтому требуется соблюдать некоторые требования.
Рыбу разрешается перевозить на всех стадиях ее развития в другие рыбоводные хозяйства при наличии ветеринарного разрешения. Особенно необходимо проводить дезинфекцию всех емкостей, в которых предусмотрено перевозить икру, личинок, годовиков. Перед погрузкой рыбы емкости обрабатывают 10-20%-ным раствором хлорной извести, после чего хорошо промывают. Загружают рыбу в емкости после обработки ее в антипаразитарных ваннах 5% -ным раствором поваренной соли. Из. хозяйств, где зарегистрированы заболевания рыб, перевозка запрещена. Высокие требования предъявляются и к качеству воды. В емкости заливают только чистую воду, не содержащую никаких вредных примесей и других неорганических веществ, с нейтральной слабощелочной реакцией.
Перевозить рыбу лучше ночью или утром. При необходимости смены воды в пути можно пользоваться водой только из рек, озер и прудов, но не из колодцев (вода в них не содержит кислорода), а также не из водопроводов (вода хлорирована).
ТАРА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ РЫБЫ И УХОД ЗА НЕЙ ВО ВРЕМЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ
Для перевозки рыбы используют живорыбные автомашины, живорыбные вагоны, суда, емкости различных видов: полиэтиленовые пакеты, термические ящики и др. Живорыбные автомашины смонтированы на базе ГАЗ-53А, снабжены автоцистерной марки АЦПТ-2.8/53А, емкостью 2500 л, ледником для охлаждения воды в емкости и аэрационной системой. Машина перевозит 1000 кг товарной рыбы или 700 кг рыбопосадочного материала на расстояние 500-700 км.
В живорыбных вагонах В-20 и В-329 во время транспортировки осуществляется аэрация воды. Для понижения температуры воды используют лед, который закладывают между емкостями, где находится рыба. В вагонах В-20 объем емкости для рыбы составляет 20 м3, вместимость - до 8 т, а в вагонах В-329 соответственно - 29 м3 и 12 т.
Авиатранспорт. Рыбопосадочный материал карпа, карася, растительноядных, осетровых и многих других видов рыб перевозят на самолетах в брезентовых чанах (табл. 2). Очень важно при перевозке рыбы в самолетах не допускать резких колебаний температуры воды.
Таблица 2
Норма посадки рыбы в чаны с водой при перевозке на самолетах
Норма | загрузки, кг | ||
Расстояние, км | Длительность полета,ч | воды | рыбы |
до 100 | до 1 | 90 | 90 |
100 - 200 | 1 - 2 | 110 | 70 |
200 - 300 | 2 - 3 | 120 | 60 |
После прибытия самолета к месту назначения рыбу с водой выгружают в живорыбную машину, а из неё - в пруд, который зарыбляется; перед этим обязательно нужно уравнять температуру воды в автомашине и в пруду. При перевозке рыбы вертолетом удается полностью избежать отхода рыбы. Для перевозки рыбы используют живорыбные суда «Аквариум-1» и «Аквариум-2». Они оборудованы холодильными установками и поддерживают температуру воды от 2 °С до 20 ”С. Водообмен в них обеспечивает содержание кислорода 5-8 мг/л. Одно судно имеет 10 отсеков емкостью по 20 м3 каждый, общая масса воды и рыбы 185 т. Эти суда используют для вывоза молоди осетровых с рыбзаводов.
Живорыбные прорези используют для доставки производителей осетровых и других видов рыб на рыбоводные заводы, а также товарной рыбы на комбинаты и в живорыбные садки.
Перевозят рыбу и в брезентовых чанах размером 2x2x1,5 м. Их устанавливают на грузовых машинах. В чан заливают до 2 м³ воды. В таких чанах живую рыбу перевозят на короткие расстояния при зарыблении нагульных прудов своего хозяйства или близлежащих.
Транспортировка рыбы в полиэтиленовых пакетах. Для изготовления пакетов используют как прозрачную, так и непрозрачную полиэтиленовую пленку шириной 40-80 см.
Рис. 1. Полиэтиленовый пакет (1) и зажим (2)
Для прочности пакеты изготавливают из нескольких слоев полиэтилена. Их заполняют водой на 1/3 и помещают в них рыбу, после чего в каждый вставляют резиновую трубку длиной 5-6 см, конец пакета обертывают изоляционной лентой и герметизируют с помощью зажима (рис. 1). Перед герметизацией пакет освобождают от воздуха. Загерметизированный пакет вкладывают в картонную коробку и в таком виде транспортируют.
Транспортировка рыбы в цистернах. На небольшие расстояния рыбу перевозят, в цистернах из прорезиненной ткани, бидонах, канистрах.
Цистерны из прорезиненной ткани содержат 500 л воды и используют для транспортировки молоди на рыбоводных заводах, при выпуске ее в большие водоемы.
Нормы посадки живой рыбы в емкости при перевозке (соотношение воды и рыбы)
Сперму и икру транспортируют при низких температурах до 0,5-1 °С, это основное требование правильного их хранения. Сперма переносит температуру 0,5-1 °С только при равномерном и замедленном охлаждении. Бели ее охлаждать быстро, она погибнет от температурного шока. Для перевозки спермы используют пробирки диаметром 1,5- 2,0 см и длиной 10-12 см. Закрывают их ватным тампоном или корковыми пробками. К каждой пробирке прикрепляют этикетку с указанием вида рыбы, номера производителя, даты и времени получения спермы. Пробирки со спермой вставляют в гнезда термоса, заряженного льдом.
Транспортировка оплодотворенной икры. Оплодотворенную икру перевозят в воде на субстрате, к которому она прикреплена после оплодотворения (карповых рыб - карпа, линя, карася), а обесклеенную икру перевозят на рамках и в пакетах. И приклеенную, и обесклеенную икру перевозят также в изотермических контейнерах. Контейнер имеет хорошие теплоизоляционные свойства, что позволяет создавать в нем необходимую температуру.
Икру размещают на рамках в один слой, складывая их в стопки. На верхнюю рамку кладут лед и закрывают контейнер крышкой..В контейнере можно также перевозить до 250 тыс. оплодотворенные икринок форели или 600- 800 тыс. икринок судака, 300-400 икринок осетровых рыб, 400-500 тыс. икринок щуки или 1-1,2 млн. икринок сиговых рыб.
Перевозят икру в самолетах, пассажирских поездах и автомобилях. Доставленную в хозяйство икру перед помещением ее в водоем некоторое время выдерживают в емкости до уравнения температуры воды в емкости и пруду.
Во время транспортировки рыбы в емкостях необходимо следить за целостностью емкостей, поддерживать в них кислородный режим и температуру воды.
Если нужно полностью сменить воду в емкости, следует избегать резкого перепада температуры воды. Это условие надо соблюдать и при посадке рыбы в пруды. Постепенная смена воды позволяет рыбе постепенно привыкать к холодной или теплой воде и не вызывает у нее шока.